В МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинска разработана Программа психолого-педагогического сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: создание необходимых условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Диагностическая работа
– Комплексный сбор информации о каждом учащемся (АНКЕТА учащегося (общие сведения) Приложение1)
– Анализ причин трудностей;
– Изучение интеллектуальной сферы ребёнка;
– Изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей;
– Изучение социальной ситуации развития и семейного воспитания;
– Изучение адаптивных возможностей ребёнка;
– Системный контроль, сбор информации всех субъектов инклюзии за уровнем и динамикой развития ребёнка;
– Анализ успешности коррекционно-развивающей работы;
– Диагностика индивидуального прогресса.
- Диагностика умений, входящих в блок жизненно значимых компетенции. (Приложение 2)
- Диагностика успешности ребенка по особенностями его развития (Приложение 3)
Консультативная работа
– Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся на ПМПК, учитывая мнения всех субъектов инклюзии;
– Консультирование педагогов по выбору адаптивных образовательных программ с индивидуально-ориентированными методами и приёмами работы с обучающимся;
– Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекции обучения ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа
– Выбор оптимального индивидуального маршрута каждого ребенка в соответствии с особыми образовательными потребностями;
– Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность, направленную на формирование УУД в рамках возможного развития ребёнка;
– Осуществление коррекции и развития эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения на индивидуальных занятиях с психологом.
В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.
Программа психолого-педагогического сопровождения включает следующие блоки:
-психологическое сопровождение,
-логопедическое сопровождение,
-социальное сопровождение,
- медицинское сопровождение,
-педагогическое сопровождение.
В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
Психологическое сопровождение
Цель - коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка.
Задачи:
1) Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребёнка;
2) Организация и проведение коррекционно – развивающей работы (индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия) с учащимися и родителями;
3) Индивидуальные консультации родителей (опекунов, патронатного воспитателя) по результатам обследования;
4) Просветительская работа с родителями, учителями с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности, школьной дезадаптации.
Логопедическое сопровождение
Цель - коррекция и развитие речи ребёнка с проблемами в развитии.
Задачи:
- Логопедическое обследование всех компонентов речи;
- Организация и проведение коррекционно – развивающей работы;
- Просветительская деятельность.
Социальное сопровождение
Цель - ознакомление обучающихся с правами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
Задачи:
1)Диагностика особенностей семейного воспитания учащихся. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера;
2)Организация и проведение коррекционно-развивающей работы;
3)Профилактическая деятельность (совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся);
4)Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса (беседы с сотрудниками ОДН, отдела полиции, наркологом, врачом-психиатром; родительские собрания, информационные стенды, тематические классные часы);
5)Консультации родителей (лиц их заменяющих), учителей и воспитателей.
Медицинское сопровождение
Цель: формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Задачи:
1)Диагностика особенностей физического и психического развития учащихся;
2)Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
3)Профилактическая деятельность: беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний учащихся;
4)Просветительская деятельность: родительские собрания, консультации для родителей, педагогов, информационные стенды.
Педагогическое сопровождение
Цель- развитие умений и навыков культурного поведения, организации свободного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).
Задачи:
1) Формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания;
2) Соблюдение личной гигиены;
3) Соблюдение правил безопасной жизни.